Главная - Интернет
Человек как субъект трудовой деятельности. Человек как субъект труда

Субъект деятельности является носителем активности, он формирует замысел (цели), планирует деятельность, подбирает средства, условия деятельности. В труде человек не всегда может быть таким полноценным субъектом.

Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях:

На уровне деяния как единицы деятельности, которую себе задает сам человек;

На уровне действий как процессов, направленных на достижение целей;

На уровне операций как способов осуществления действий;

Осознаваемые элементы действий – макроэлементы – поддаются сознательному контролю (могут быть самостоятельно поставленные цели, когда работник контролирует направление своего внимания, сознания осмысленно, осознанно);

- микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю.

Уровень деятельности . Одной из задач психологического анализа деятельности является выяснение побудительных причин, по которым она осуществляется, или мотивов поведения. Мотив связан с деятельностью как сложной системой.

Существует распространенное мнение, что термином «мотивация» обозначают различные по длительности и силе проявления, которые актуализируются под влиянием особенностей ситуации, внешних условий, побуждая человека действовать в определенном направлении. Типичными особенностями ситуации, мотивирующей деятельность, являются интенсивность, необычность и новизна стимуляции. Термином мотив обозначают побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях.

Рисунок 26. - Структура основных компонентов человека как субъекта труда.

Выделяют следующие виды мотивов:

Стремление к достижению успеха;

Избегание неудачи;

Уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание);

Аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений);

Агрессия (стремление нанести вред другому);

Автономия (потребность в уединении);

Преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий);

Самооправдание;

Доминирование (стремление к власти);

Демонстративность (артистизм, самолюбование);

Избегание опасности и другие.

Уровень действия. Основным предметом изучения в психологической теории деятельности является уровень действия. По словам С. Л. Рубинштейна, задача психологического изучения деятельности состоит именно в том, чтобы, не превращая действие и деятельность в психологические образования, разработать подлинную психологию действия.

Действие - это один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием осознанного результата, или цели. В структуру действия входят не только реактивные и исполнительные элементы, но и элементы экспрессии, чувствительности, памяти, предвидения и оценки. В целом действие состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контролирующей .

Существует несколько оснований для выделения видов действий. По форме психического отражения различают сенсорные, перцептивные, мнемические и другие виды действий. По соответствию различным видам деятельностей выделяют игровые, учебные, трудовые и другие действия. По степени освоения действия различают внешние и внутренние действия. В действиях закреплен исторический опыт человечества, передача которого осуществляется в процессе общения ребенка и взрослого, а также двух и более взрослых людей между собой.

Уровень операции . Операция - одна из составляющих деятельности, определяемая условиями выполнения действия. Операция является способом выполнения действия. Одна и та же операция может входить в структуру разных действий. Например, заучивать стихи можно при подготовке к уроку литературы (при совершении учебного действия) или для тренировки памяти (при совершении мнемического действия). Подобным же образом одно и то же действие может выполняться разными операциями: нередко для подготовки к ответственному выступлению оратор использует способ заучивания текста, но иногда он применяет мнемотехнические средства - метод размещения, метод ключевых слов и другие методы. Операции формируются двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий. В отличие от действий, операции малоосознаваемы.

Так называемый «рынок труда» - это, как подчеркивает Е.А. Климов, - это не рынок свободного манипулирования бездушными объектами. Каждый человек в ситуации выбора или смены профессии, в ситуации, когда он должен освоить новое непривычное дело, является сознательным субъектом выбора [Климов, 1996, с. 103]. Субъект (от лат. subjectum - подлежащее) - человек, обладающий сознанием и волей, способный действовать целенаправленно. Употребляя слово «субъект», подчеркивают роль человека как инициатора активности. Субъектом профессиональной деятельности может быть отдельная личность (или группа людей, называемая коллективным субъектом труда), которая является источником познания и преобразования действительности. Поэтому выделяют индивидуальный и групповой профессионализм. Кроме того, применительно к социальным общностям, объединяющим профессионалов и профессиональные коллективы, можно говорить о профессионализме (или отсутствии такового) социальной общности. Для субъекта характерно активное построение своей трудовой деятельности - ее целей, систем действий, внешних и внутренних средств, условий, индивидуального стиля и т.д.

Однако не всякий человек проявляет себя как субъект активности, самосовершенствования, развития, точно так же, как не всякая группа может стать коллективным субъектом. Возникает закономерный вопрос: какого же человека считать субъектом ?

Понимание человека как субъекта деятельности (по Б.Г.Ананьеву) включает три основные компонента: 1) сознание как отражение действительности; 2) деятельность как преобразование реальности; 3) творчество как создание чего-то нового и оригинального. Таким образом, субъект деятельности рассматривается как интегральное понятие, в котором, осуществляется синтез требований деятельности и возможностей, стремлений, способностей, активности личности.

Сопоставляя характеристики субъекта с рассмотренными ранее в параграфе 1.1 предметом, задачами и средствами инженерной деятельности, мы видим, что инженер по определению и по сути своей обязан проявлять себя как субъект деятельности. А человек с дипломом инженера, но работающий по принципу - «я смену отработал, а что будет завтра, меня не волнует», или «у меня есть начальник, пусть он за все и отвечает», избегающий ответственности и инициативы - не проявляет своей субъектности. Прогноз развития такого специалиста как профессионала трудно назвать оптимистичным.

Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого (субъекта) во втором (в объекте). Поэтому важнейшее направление развития субъекта - это приобретение человеком все более точной и широкой ориентированности в том, что оказывается в виде среды по отношению к нему (техническая реальность, социальная среда, потоки информации и др.).

Рассматривая свойства человека как субъекта не только деятельности, но и жизненного пути вообще, психологи связывают их с наличием противоречия между личностью (ее мотивами, способностями, потребностями) и теми требованиями, которыми предъявляет к ней общество , - двумя реальностями, которые не соответствуют друг другу. Активная, целеустремленная личность, которую можно рассматривать в качестве субъекта жизни - разрешает это противоречие, стремясь найти оптимальный для ее собственного «я» консенсус. Разрешения указанного противоречия возможно двумя путями. Первый путь - жертвуя свободой, индивидуальностью в пользу приспособления (адаптации) человека к требованиям общества. Второй путь - выбирая независимость и жертвуя социальным одобрением, благами и т.д. Характер, острота этого противоречия и способ его разрешения зависят, естественно, и от того, насколько в данном обществе признаны права личности, и от того, насколько сама личность наделена «рефлексом свободы», индивидуальностью, талантом.

Неспособность, неуспешность человека в разрешении противоречия между свойствами личности и требованиями общества ведут к деградации, деструкции, деформации личности. Если личность утрачивает субъектную позицию (самостоятельно и активно вписываться в систему общества), то она престает быть и субъектом жизни и становится объектом манипулирования . Если же человек оптимально решает это противоречие, происходит развитие личности в смысле ее совершенствования, зрелости, проявления ее субъектных качеств.

Исходя из сказанного, в дальнейшем будем исходить из следующего определения: субъект - это человек, который самостоятельно вырабатывает способ решения противоречия между свойствами личности и требованиями общества, причем вырабатываемый им способ характеризуется конструктивностью решения имеющегося противоречия.

Рассматривая человека как субъекта жизненного пути , инициатора активности, К.А. Абулханова-Славская выделяет две основные формы активности - инициативу и ответственность [Абульханова, 1991].

Ответственность определяется как задача, которую ставит перед собой личность при осуществлении деятельности - удержаться на уровне определенного качества ее выполнения, отвечающего притязаниям личности в течение определенного времени и при наличии непредвиденных трудностей. Ответственность - это добровольное, т.е. внутренне принятое , осуществление правил, требований и т.д.

Инициативность - способность человека к самостоятельным активным действиям, характеризует свойство личности удерживать себя в качестве субъекта своей жизни. В противном случае, - при недостаточном развитии этого свойства, - человек превращается в пассивного наблюдателя. Инициативность - это свойство человека опережать внешние требования, реализуя свою активность в интеллектуальной или практической сферах. Она выражается в определенных начинаниях , предложениях, с которыми выступает человек.

Выделяют три основные причины отсутствия инициативы:

1) Не сформированность данного качества личности на ранних этапах жизненного пути . (Причины здесь могут быть различными, в том числе дефицит общения с матерью в раннем детстве, зависимое, подавляемое положение в семье и т.д.). В этом случае работник не проявляет инициативу, потому, сомневается в своей возможности организационно и практически ее реализовать.

2) Влияние социально-психологических условий . Сама личность подавляла инициативу на стадии ее возникновения, заранее зная, что она не будет принята и одобрена окружающими. (Причины - в том числе в такой организации школьных групп, который предписывает ее членам: «не высовывайся!». Таким образом группа блокирует инициативу отдельных своих членов). В результате работник подавляет свою инициативу, предполагая, что социально-психологическое окружение его не поддержит.

3) Отсутствие необходимых умений и навыков личности (организаторских способностей, социально-психологических качеств, умений реализовать инициативу) при высокой степени ее ответственности . В этом случае работник заранее блокирует свою инициативу в результате внутренних личностных противоречий . Одним из них оказывается противоречие между проявлением инициативы и чувством ответственности : желание проявлять инициативу подавляется сознанием ответственности за ее выполнение. «Дамоклов меч», выражающийся в виде известного высказывания: «Инициатива наказуема ответственностью за ее выполнение».

Если работник стремится реализовать свою инициативу, не беря на себя ответственность , то внешние требования воспринимаются им как принудительные, неожиданные. Это ведет к эмоциональному дискомфорту личности, к неудовлетворенности деятельности и в итоге - к утрате инициатив. Повышенная инициативность при отсутствии ответственности за ее последствия свидетельствует о низком самоконтроле, инфантильности личности.

Таким образом, проявление инициативы и ответственности являются необходимыми условиями профессионализма. Показателем ответственности является то, что человек рассчитывает на свои силы, действует в соответствии с требованиями, предъявляемыми к самому себе, т.е. независимо от внешнего контроля. Ответственность - это добровольное принятие необходимости , поэтому она сама становится основой для выдвижения инициатив.

Исполнительный работник сделает ровно столько, сколько ему поручат, сколько предписано инструкцией. Он может пропустить очень важное звено, сославшись на то, что оно не было указано в инструкции или распоряжении руководителя. Ответственный же человек берет на себя решение задачи в целом, а не отдельных ее звеньев. Он знает, что делает, и предвидит последствия своих действий. За ним не нужен контроль, на него можно положиться. Следует также иметь в виду, что мелочный контроль, присущий бюрократическим структурам, разрушает личную ответственность.

В социально-психологическом плане говорят о чувстве субъектности. Развитое чувство субъектности позволяет человеку быть хозяином своей судьбы.

Таким образом, свойство субъектности личности, а также осознание человеком своей субъектности является необходимым условием становления и развития профессионала. В то же время осознание своей субъектности, индивидуальности, уникальности естественным образом требует признания этих качеств и у другого человека. Понимать, что скрывается за так называемым «человеческого фактора», не стричь «под одну гребенку», а увидеть творческую индивидуальность в своих коллегах и подчиненных, помочь проявить ее в деятельности - задача руководителей любого ранга. Не случайно специалисты по психологии менеджмента из ФРГ приводят в качестве эпиграфа своей книги слова: «Руководить - значит приводить сотрудников к успехам и самореализации» и убедительно показывают правоту слов: «Будьте человечными - это приносит прибыль» [Зигерт, Ланг, 1990].

Существует точка зрения, согласно которой наблюдаемые на разных этапах истории колебания в оценке значимости "субъективного фактора" в соответствующих идеологических и социальных установках, в конечном счете, способствуют эволюции homo sapiens . При этом акцент на примат личности и индивидуальности делается, как правило, в моменты исторических кризисов социума, когда задача поиска новых путей развития общества становится особенно важной [Миткин, 1997].

Индивидуальный стиль деятельности субъекта труда. Термин «индивидуальный стиль деятельности» (ИСД) используется для понимания взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях. Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) - это характерная для данного человека система навыков, приемов, способов решения задачи той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.

По Е.А. Климову, индивидуальный стиль деятельности формирующегося профессионала, - это «относительно устойчивая индивидуально-своеобразная организация деятельности (прежде всего ее приемов и способов), складывающаяся в результате усилий человека по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях» [Климов, 1997, с. 90]. Говоря об «относительной устойчивости», автор имеет в виду, что стиль может изменяться, корректироваться.

Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для данного вида работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению цели. В результате создается индивидуальный стиль деятельности - неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.

В профессиографической литературе широко представлена точка зрения К.М. Гуревича, согласно которой выделяют три типа профессий:

I. Профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективной деятельности;

II. Профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужного эффекта;

III. Профессии, которые по своей сущности предполагают достижения высших ступеней мастерства.

Профессии III типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека, которые в ряде случаев могут быть обусловлены генетически. Большинство же профессий не предъявляет столь жестких требований к субъекту деятельности (I тип) или позволяют с помощью включения механизмов компенсации, выработки ИСД, скорректировать недостаток тех или иных профессионально-важных качеств (II тип профессий). Основывается указанная концепция на следующих предпосылках:

1) существуют стойкие, практически невоспитуемые психологические качества, значимые для успеха деятельности;

2) возможны разные по способам, но равноценные по конечному варианту приспособления к условиям профессиональной деятельности;

3) имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы;

4) формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности.

Таким образом, ИСД может рассматриваться как способ адаптации носителей различных индивидуально-типологических качеств к условиям трудовой деятельности. Так, например, при изменении требований к темпу деятельности, человек с подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить из одного состояния к другому. В тех же объективных условиях человек инертного типа пользуется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе его работы вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе и т.д.

Индивидуальный стиль деятельности какого-либо индивидуума не может быть принят за универсальный, «идеальный образец». Навязывание его «в порядке обмена опытом» другим (например, инертного исполнителя побуждать работать в стиле подвижного) может привести к тому, что задачи деятельности станут для него невыполнимыми.

Отношение руководителя любого уровня к подчиненному как к субъекту труда предполагает уважительное отношение к нему, в частности к его стойким индивидуальным особенностям [Климов, 1997, с. 161-162].

Есть люди быстрые и даже торопливые, а есть осмотрительные и медлительные, склонные, к кропотливой работе. Есть такие, которые выполняют тончайшую и сложную работу, если им не мешают (а помехой здесь может быть, например, просто частое появление поблизости «начальства»), и в то же время быстро теряются, демобилизуются, если их начинают торопить или даже просто стоять у них «над душой», «глазеть» около их рабочего места.

Каждый человек, как подчеркивает Е.А. Климов, склонен «играть на тех струнах, которыми располагает» [Климов, 1997, с. 161], - максимально использует свои ценные качества (ведущие к успеху деятельности) и разными способами преодолевает те качества, которые этому успеху препятствуют.

Например, «живой», подвижный человек в условиях однообразной, скучной для него работы начинает себя искусственно «веселить» (напевает, насвистывает, делает, казалось бы, лишние движения), иначе его тянет ко сну. И, напротив, медлительный человек чаще, чем это требует инструкция, делает контрольные осмотры оборудования. Но это важно именно для него: он обретает уверенность, освобождая себя от опасений, что возникнет необходимость «рывков» в работе, с которыми он трудно справляется (в отличие от человека подвижного, которого не слишком затрудняет «авральный» режим по исправлению допущенных оплошностей).

Все это относится к психической реальности, и с ней нельзя не считаться. Более того, замечено, что чем выше уровень мастерства, профессионализма человека, тем меньше он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства). Нужно уважать в работнике его «чудинку», а не пытаться ее стереть, сломать ради некоторого единообразия.

Важнейшей предпосылкой формирования ИСД в процессе обучения профессиональной деятельности является нахождение оптимального соотношения общих требований к формированию умений и навыков и проявления индивидуальных различий обучаемых. Возможны следующие варианты реализации данного условия:

1) дополнение общих для всех обучаемых инструктивных указаний, позволяющихся ориентироваться в задании, индивидуализированными рекомендациями;

2) индивидуализация контроля за деятельностью обучаемых;

3) индивидуализация выдаваемых обучаемым заданий.

Завершая параграф о человеке как субъекте жизни и труда, напомним, что все мы живем в обществе, а общество - это, прежде всего сообщество «делателей» чего-то полезного. И именно производительный труд выступает как основа жизни здорового общества. Труд, а не рынок, который есть только форма организации производства и обмена. С гуманистической точки зрения, экономическая свобода - это не анархия или вседозволенность, не уголовный беспредел. Наоборот, это взаимная ответственность друг перед другом, это верность долгу, это терпимость, порядочность, нацеленность на сотрудничество. Без соблюдения этих элементарных принципов невозможно обрести свободу - в творчестве, в самореализации себя как личности. Как невозможно стать профессионалом в высшем смысле этого слова, не имея профессионального мировоззрения, профессиональных идеалов, профессионального достоинства, уважения к своим коллегам.

В заключение еще раз акцентируем внимание будущих специалистов на то, что единственной гарантией прогрессивного профессионального развития является активность самого человека.

В трудах основных разработчиков понятия «субъект» (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) развиваются представления об активной роли человека в процессе жизнедеятельности. В частности, С.Л. Рубинштейн в качестве условия формирования и развития субъекта видел именно деятельность. Субъект не только действует, преобразуя предмет в соответствии со своей целью, но и выступает в разном качестве в процессе и результате осуществления деятельности, при котором изменяются и субъект, и объект. Понятие «спонтанейности», введенное С.Л. Рубинштейном, необходимо для понимания подлинной диалектики развития: человеческий индивид в процессе своей жизнедеятельности приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними природными данными.

С.Л. Рубинштейн также раскрыл многостороннюю связь сознания и деятельности человека. Он показал, что на основе сознания возникает принципиально иной тип регуляции деятельности, поскольку сознание отражает то, что отделено от индивида во времени и пространстве. В сознании возникает возможность моделировать обобщенный и идеальный образ действия и отражать реальный способ действия. Сознание осуществляет функции контроля и оценки, строит стратегию и тактику деятельности, выделяет принципы действия все более высокого уровня с точки зрения ее иерархии. Эти принципы возникают на основе жизненного и профессионального опыта личности, ее отношения к другим людям.

Сознание в отличие от познания, дающего объективную картину мира, отражает мир в зависимости от пристрастности субъекта. В этом смысле сознание – это отражающая способность действующего, деятельного субъекта, который отражает причинную связь своих действий с изменением действительности. Способность к отражению связана с изменением позиции субъекта в ходе деятельности. То, что было существенно на одном этапе деятельности, уже не является значимым на другом. Поэтому можно говорить о развивающей функции изменяющихся условий деятельности.



Человек становится субъектом деятельности, проявляя, формируя и отражая свои деятельностно ориентированные психологические свойства и качества. Активное включение человека в деятельность в известной степени преображает, трансформирует, развивает его как личность, придавая ему новые свойства. По мнению А.В. Брушлинского, рассмотрение человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром. По мере взросления в жизни человека все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование.

Понятие «субъект труда» является фундаментальной категорией психологии, которая характеризует способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом труда может быть не только конкретный человек (индивид), но и группа людей, если они объединены не механически (как толпа), а органически, системно (рабочий коллектив).

Человек как субъект профессиональной деятельности характеризуется следующими особенностями:

1. Самостоятельное целеполагание в деятельности и профессиональном развитии.

2. Способность генерировать личностные смыслы для поддержания социально-профессиональной активности.

3. Человек – источник преобразования действительности.

4. Развитое профессиональное самосознание.

5. Наличие внутренних норм оценки самоэффективности в деятельности.

6. Социально-профессиональная ответственность как следствие свободы выбора.

7. Целостность личности и психологической структуры профессиональной деятельности.

8. Способность к саморегуляции и творчеству.

9. Саморазвитие.

10.Использование психических ресурсов как средств деятельности.

11.Наличие личной истории, жизненного пути.

12.Способность решать внешние и внутренние противоречия.

В общем виде под субъектом труда можно понимать системную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям трудовой деятельности.

Е.А. Климов характеризует субъекта труда как активно действующего, познающего и преобразующего реальность индивида, обладающего сознанием и волей. В структуре субъекта труда он выделяет следующие уровни:

1. Уровень деяний. Деяние– целостный цикл трудовой деятельности, характеризующийся полной психологической структурой и включающий ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние как характеристика субъекта определяется иерархией целей, особенностями его мысленных перспектив.

2. Уровень действия. Действие – совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели.

3. Уровень макроэлементов действия. Включает в себя способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях, способность к осуществлению исполнительских актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне (укорить темп, усилить нажим).

4. Уровень микроэлементов действия. Включает в себя бессознательные и ускользающие от произвольной регуляции особенности познавательных и исполнительных действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамлитуд движений, тремора), которые обеспечивают физиологический баланс организма с внешней средой.

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, проявляя и формируя деятельностно ориентированные свойства. Согласно С.Л. Рубинштейну, субъект в своих деяниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть.

Стадиальное развитие субъекта позволяет рассматривать человека в качестве динамического, развивающегося начала, определять его внутреннюю логику жизни. Основная направленность развития субъекта в онтогенезе характеризуется обретением все большей субъектности, достижением ее вершины и постепенным угасанием. При этом развитие базовых уровней субъектности обязательно предшествует зрелым формам осознанного поведения субъекта.

Становление субъекта труда является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства.

В отечественной психологической науке развитие субъекта в ходе выполнения трудовой деятельности рассматривается как процесс овладения определенными знаниями, умениями и навыками, развития профессионально важных качеств (В.Д. Шадриков), становления субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.А. Головей), достижения вершин профессионального развития (А.А. Деркач, А.К. Маркова).

Структура профессиональной деятельности и ее содержание изменяются в процессе развития субъекта труда, который находит в ней новые грани, новый смысл. Развитие субъекта стимулирует преобразование профессиональной деятельности, ее переход на качественно новый уровень, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному росту. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности.

Ведущая роль в профессиональном развитии отводится разным сторонам и свойствам личности: профессиональному самоопределению, самосознанию, целеполаганию, рефлексивным способностям, внутриличностным противоречиям и пр.

Одним из первых отечественных психологов, глубоко исследовавшим проблему развития субъекта труда, является Т.В. Кудрявцев. На основании осуществленных под его научным руководством исследований в лаборатории психологии профтехобразования НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР установлено, что профессиональное развитие представляет собой длительный, динамичный, многоуровневый процесс, который целесообразно рассматривать в единстве его операционного и мотивационно-эмоционального компонентов. В качестве критериев выделения стадий Т.В. Кудрявцев избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности.

Первая стадия профессионального развития характеризуется возникновением и формированием профессиональных намерений. Результатом развития человека на данной стадии выступает социально и психологически обоснованный выбор профессии.

На второй стадии осуществляется профессиональное обучение, т. е. целенаправленная подготовка к избранной профессиональной деятельности. Сформированность отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности (Я-включенность) является итогом развития человека на данной стадии.

Процесс вхождения в профессию (третья стадия ) характеризуется самостоятельным выполнением трудовой деятельности. Критериями успешного развития молодого специалиста на данной стадии выступают удовлетворенность трудом и высокие производственные показатели деятельности.

И наконец, на четвертой стадии происходит полная реализация субъекта в профессиональной деятельности. При этом наблюдается не только высокий уровень овладения операционной стороной деятельности, но и, прежде всего, творческий характер ее выполнения.

Е.А. Климов соотносит становление субъекта труда с возрастными этапами развития человека.

На стадии предыгры (до трех лет) в процессе общения ребенка со взрослыми помимо овладения сенсорно-перцептивными функциями и движениями, речью происходит усвоение важнейших правил поведения и моральных оценок.

Стадия игры (от 3 до 7 лет) сопровождается овладением ребенком основными смыслами человеческой деятельности в сюжетных, ролевых, коллективных играх, а также соответствующими действиями в процессе продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), при выполнении отдельных трудовых и учебных заданий.

Поступление ребенка в школу сопровождается переходом развивающегося субъекта труда на стадию овладения учебной деятельностью (от 7 до 11 лет). Наблюдается дальнейшее усвоение правил и моральных норм поведения, формируются навыки общественного взаимодействия.

Выбор профессии развивающимся субъектом труда соотносится со стадией оптации (от лат. optatio – желание, выбор) (от 12 до 18 лет), результирующим итогом которой выступает формирование реалистического представления о профессиональной общности, в которую человек включает себя в перспективе, построение профессионального плана.

Профессиональная подготовка (стадия адепта ), как правило, приходится на возраст от 15 до 23 лет. В это время происходит освоение системы ценностных представлений, присущих определенной профессиональной общности, овладение специальными знаниями и умениями.

На стадии адаптанта происходит приспособление молодого специалиста к особенностям выполняемой профессиональной деятельности, продолжающееся от нескольких месяцев до 2–3 лет.

По мере приобретения профессионального опыта субъект труда переходит на стадию интернала (от англ. internal – внутренний). Согласно
Е.А. Климову, на этой стадии профессионального развития коллеги воспринимают человека как «своего», т.е. работник постепенно входит в профессиональное сообщество в качестве его полноценного члена.

На стадии мастерства специалист характеризуется высоким уровнем развития профессиональных качеств, умений или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, которые, как правило, подтверждаются формальными показателями его квалификации (разряд, категория, звание).

Известность специалиста в профессиональном кругу или даже за его пределами, высокий профессиональный статус, а также уважительное отношение коллег и руководителя к мнению данного специалиста определяют его переход на следующую стадию профессионального развития – стадию авторитета . Большой опыт, умение организовать свою работу позволяют человеку на данной стадии успешно справляться с профессиональными задачами.

Самой почетной, наивысшей стадией развития человека как субъекта труда является стадия наставника . Профессионал выступает носителем профессиональной культуры, способным обеспечить ее преемственность, передать свой опыт и знания молодому поколению.

А.К. Маркова обращается к анализу процессов социализации и профессионализации, определяя последний как один из составляющих элементов социализации. По критерию профессионализма личности она выделяет пять уровней профессионального развития:

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.

4. Непрофессионализм характеризуется выполнением трудовой деятельности в соответствии с искаженными нормами на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм завершает профессиональное развитие личности.

Л.М. Митина определяет взаимосвязь профессионального и личностного развития через принцип саморазвития, детерминирующий способ-

ность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации. В разрабатываемой ею концепции профессионального развития детерминирующими факторами выступают личностная среда, активность личности, самосознание, потребность в самореализации. Психологическим фундаментом субъекта профессионального развития являются такие интегральные характеристики, как направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость.

Л.М. Митиной разработано две модели профессиональной деятельности специалиста: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. Профессиональное функционирование специалиста в рамках первой модели характеризуется выполнением предписанных требований, правил, использованием наработанных алгоритмов решения профессиональных задач и проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации. Профессиональное развитие (вторая модель) сопровождается осознанием человеком собственных потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста. Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, Л.М. Митина выделяет в рамках второй модели следующие основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение, самоактуализацию.

Изучение процесса профессионализации в рамках концепции системогенеза деятельности позволило Ю.П. Поваренкову определить общую структуру модели профессионала применительно к условиям каждой из стадий профессионализации. Согласно автору, архитектоника психологической системы деятельности может быть использована для описания активности личности на различных стадиях профессионального развития. По критерию целей автор выделяет пять основных стадий профессионализации: выбор профессии, освоение профессии, адаптацию, самостоятельную деятельность, переучивание. Рассматривая профессионализацию в качестве одного из этапов жизнедеятельности человека, Ю.П. Поваренков характеризует данный процесс как специфическую форму активности, описание которой целесообразно проводить с помощью основных компонентов психологической системы деятельности.

В качестве основных показателей профессионализации Ю.П. Поваренков выделяет профессиональную продуктивность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость.

Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным требованиям. Профессиональная идентичность отражает степень значимости для человека профессии и профессионализации в целом как средства реализации собственного профессионально-личностного потенциала. Наиболее сложным является показатель профессиональной зрелости , характеризующий уровень сформированности личностного контура регулирования процесса профессионального развития и осознания собственных личностных возможностей. Как отмечает Ю.П. Поваренков, для профессионально зрелой личности характерно наличие способности соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления. Профессиональная зрелость является ведущим показателем становления субъекта профессионального развития.

На основании систематизации подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме развития субъекта труда можно констатировать определенное сходство их методологических позиций в поисках детерминант профессионального развития, к которым относятся как биологические предпосылки, так и социальные факторы, а также свойства, определяющие субъективную активность человека.

2.2. Индивидуальный стиль
трудовой деятельности

Изучение индивидуальности человека в психологии имеет достаточно давние традиции, и это отражено в ее отдельных дисциплинах – дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Индивидуальные особенности деятельности постепенно стали предметом отдельного изучения и получили название индивидуального стиля деятельности (ИСД).

В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX в. в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др. К настоящему времени изучены и описаны стили: когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни; перцептивные, реактивные, аффективные, рациональные, эмпирические и др.

Индивидуальный стиль деятельности в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. Стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне в устойчиво повторяющихся приемах и способах деятельности, своеобразной временнóй организации действий, качественных особенностях продукта деятельности. Внутрисубъектные особенности индивидуального стиля представлены типичными стратегиями деятельности, индивидуально-своеобразными особенностями контроля, саморегуляции действий и состояний.

Индивидуальный стиль деятельности – это совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям.

С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества.

Основными исходными идейно-теоретическими положениями концепции индивидуального стиля деятельности, интегрирующей идеи
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Б.М. Теплова,
В.С. Мерлина и др., были следующие посылки:

1. Есть стойкие личностные качества, существенные для успеха деятельности, но практически не воспитуемые (типологические свойства нервной системы).

2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к деятельности.

3. Имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей.

4. Формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними.

5. Субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью.

В развитии концепции индивидуального стиля деятельности выделяется несколько этапов. В 1950–60-е гг. основными задачами достаточно широких исследований, проводимых сначала под руководством В.С. Мерлина, а затем и Е.А. Климова, были следующие:

1) показать возможность успешной адаптации к требованиям деятельности лиц с разными биологически обусловленными особенностями психики (типологическими свойствами нервной системы);

2) доказать возможность существования разных видов индивидуального стиля деятельности;

3) показать социальную равноценность разных стилей деятельности и отсюда – равноценность лиц с разными психологическими особенностями.

Характерные особенности проведенных исследований:

1. Постулировалось, что разные индивидуальные стили деятельности одинаково эффективны, различия в адаптации к требованиям деятельности разных по типологии субъектов подчеркиваются сопоставлением двух противоположных стилей.

2. Констатировалось, что эффективный индивидуальный стиль – это не просто совокупность всех наиболее рациональных приемов деятельности, а именно индивидуально-своеобразная система.

3. Успешность–неуспешность деятельности субъекта объяснялась типологически адекватным, т.е. соответствующим типологическим свойствам, или неадекватным индивидуальным стилем деятельности, его стихийным формированием.

В 1970–80-е гг. проводятся комплексные исследования индивидуального стиля в соответствии с классификацией видов деятельности. Для выделения, обоснования и описания индивидуальных стилей деятельности широко используются многомерные методы математической статистики. Е.П. Ильиным выделяются три типа адаптации субъекта к деятельности (приспособление субъекта к деятельности, приспособление деятельности к субъекту и взаимное «уравновешивание»). Механизм адаптации рассматривается им как взаимодействие типологической принадлежности и способностей, мотивации, результативности деятельности.

Сравнительный анализ основных подходов к изучению индивидуального стиля деятельности представлен в табл. 2.

Таблица 2

Подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности

Подход Авторы Содержание исследований
Компенсаторный Борис Михайлович Теплов (1955) Исследование социально-психо-логических особенностей компенсаторных возможностей личности в деятельности
Николай Дмитриевич Левитов (1961) Изучение проблемы компенсации с целью преодоления внутренних и внешних препятствий, тормозящих деятельность
Евгений Павлович Ильин (1988) Изучение проблемы компенсации в структуре ИСД в связи с успешностью деятельности
Типологический Евгений Александрович Климов (1969) ИСД – устойчивая система приемов и способов выполнения деятельности, обусловленная типологическими особенностями
Интегральный Вольф Соломо-нович Мерлин (1970), Марат Родионович Щукин (1977) ИСД – интегральная характеристика взаимодействия индивидуальности человека и условий деятельности
Системогенетический Владимир Дмитриевич Шадриков (1982) ИСД – результат формирования психологической системы деятельности

В рамках компенсаторного подхода рассматриваются следующие виды компенсаторных возможностей человека в деятельности:

1. Недостаток способностей компенсируется приобретенными знаниями и умениями (Б.М. Теплов). Например, абсолютный слух может быть компенсирован приобретенными умениями.

2. Недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типологического стиля деятельности (Е.П. Ильин).

Индивидуальный стиль деятельности отражает индивидуальную неповторимость мастера своего дела, в то время как типологический стиль деятельности – это типичный для группы лиц с одинаковыми типологическими особенностями стиль деятельности.

Успешные индивидуальные приемы и способы выполнения формируются лишь при условии активного положительного отношения к деятельности. Возможности компенсации с помощью индивидуального стиля недостаточно сформированных свойств ограничены. Индивидуальный стиль деятельности не может компенсировать отсутствия необходимых задатков (музыкальных, художественных и т.п.). Ограничения в формировании эффективного индивидуального стиля касаются также типологических свойств нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность), необходимых для успешной деятельности в экстремальных условиях (дефицит времени, повышенная ответственность и пр.).

3. Недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой ортогональной, т.е. не связанной с первой, способностью.

4. Одинаковая выраженность у разных людей одной и той же сложной способности определяется различной выраженностью составляющих ее простых способностей.

Исследования индивидуального стиля деятельности в русле концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина определяют содержание интегрального подхода к изучению данного явления (Б.А. Вяткин,
М.Р. Щукин).

Целостную характеристику индивидуальных свойств человека
В.С. Мерлин обозначил понятием «интегральная индивидуальность ». Теория интегральной индивидуальности возникла в русле дифференциальной психофизиологии и имеет следующие особенности:

1. Интегральная индивидуальность является саморазвивающейся и самоорганизующейся системой, состоящей из относительно замкнутых подсистем метасистемы «человек–общество».

2. Интегральная индивидуальность – это не совокупность особых качеств и свойств человека, а индивидуально-своеобразный характер связи между всеми его свойствами, т.е. это целостная характеристика индивидуальности человека.

3. Интегральная индивидуальность – это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды.

В.С. Мерлин выделяет следующие иерархические уровни интегральной индивидуальности :

1. Система индивидуальных свойств организма.

1.1. Биохимические свойства.

1.2. Общесоматические свойства

1.3. Свойства нервной системы (нейродинамические).

2. Система индивидуальных психических свойств.

2.1. Психодинамические свойства (темперамент).

2.2. Психические свойства личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств.

3.1. Социальные роли в социальной группе и коллективе (отношения личности, личностный статус).

3.2. Социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ).

Свойства человека находятся между собой в особой зависимости, организованы в подсистемы и структурированы по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними.

Между свойствами одного иерархического уровня интегральной индивидуальности существуют однозначные статистические связи (одноуровневые), которые характеризуют систему свойств как относительно замкнутую. Между свойствами разных уровней интегральной индивидуальности существуют много-многозначные связи, которые характеризуют систему как открытую для воздействия. Оба типа связей меняются в процессе выполнения деятельности и на протяжении жизни. На начальных этапах овладения деятельностью в структуре индивидуального стиля важную роль играют психо- и нейродинамические свойства, по мере ее развития возрастает значение свойств личностного уровня.

Становление интегральной индивидуальности и индивидуального стиля деятельности взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль деятельности рассматривается как психологическая система, опосредующая взаимодействие индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Индивидуальный стиль деятельности выступает в качестве механизма интеграции разных уровней индивидуальности и важнейшего условия ее развития. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

1. Наличие «зоны неопределенности» деятельности: возможность осуществления объективных требований деятельности при помощи различных промежуточных целей, операций, движений. Успех деятельности в данном случае будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

2. Наличие «зоны определенности» деятельности: осуществление объективных требований деятельности в соответствии с принятыми нормативами.

3. Наличие мотивов выбора способов деятельности, наиболее соответствующих особенностям человека.

Согласно системогенетическому подходу (В.Д. Шадриков), в основе формирования индивидуального стиля деятельности лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда, которая содержит:

1. Блок мотивов деятельности.

2. Блок целей деятельности.

3. Блок программы деятельности.

4. Блок принятия решения.

5. Блок профессионально важных качеств.

На основе освоения нормативно одобряемой деятельности происходит ее индивидуализация по следующим направлениям:

1. Функциональная настройка отдельных психических функций в соответствии с требованиями деятельности приводит к развитию индивидуального способа деятельности.

2. Индивидуальный способ деятельности приобретает своеобразие в зависимости от качеств субъекта труда, что приводит к развитию индивидуального стиля деятельности.

Таким образом, индивидуальный стиль является следствием преломления деятельности сквозь призму личностных качеств, выступает результатом развития психологической системы деятельности.

В.А. Толочек отмечает, что индивидуальный стиль деятельности формируется не только под влиянием свойств индивидуальности субъекта, но и в зависимости от организационной среды, в которой протекает деятельность, а также от стилей и особенностей поведения людей, с которыми взаимодействует данный субъект деятельности. Автор рассматривает индивидуальный стиль деятельностикак целостную систему психологических средств наилучшего (с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности ее процесса для субъекта) уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности.

Данная система включает в себя используемые действия, приемы, характерные для данного индивида, а также отвергаемые им как неудобные и некомфортные. В процессе деятельности способы ее выполнения могут меняться, но некоторая ее устойчивая часть сохраняется. Стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, к среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, но при этом существуют универсальные особенности стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды и деятельности.

В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, имеющая определенные качественно-количественные границы, в частности границы субъектно удобных и неудобных способов, режимов работы, эффективных и неэффективных приемов деятельности.

В рамках типологического подхода в структуре индивидуального стиля деятельности Е.А. Климов выделяет следующие компоненты:

I. Ядро (способы индивидуализации деятельности, которые реализуются на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы):

A. Типологические особенности, обеспечивающие успешное выполнение деятельности.

B. Типологические особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности.

Одна и та же типологическая особенность субъекта деятельности может быть как благоприятствующей, так и противодействующей успешности деятельности в зависимости от характера требований.

II. Пристройка к ядру (способы индивидуализации деятельности, которые формируются в процессе поиска личностью путей успешного выполнения деятельности):

В. Формирование компенсаторных механизмов в структуре типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (компенсация составляющей «Б»).

Г. Максимальное использование типологических особенностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности (усиление составляющей «А»).

В соответствии с данной структурой механизм формирования индивидуального стиля деятельности включает в себя:

1. Выделение конкретной системы «субъект–объект» и определение того, что должно быть сформировано у субъекта в процессе взаимодействия с объектом.

2. Определение условий, от которых зависит достижение желаемого результата.

3. Выделение содержания типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (элемент «Б»).

4. Выделение содержания типологических особенностей, благоприятствующих успешному выполнению деятельности (элемент «А»).

5. Определение способов формирования элементов «В» и «Г».

Е.А. Климов обращает внимание на тот факт, что не все люди оказываются в состоянии самостоятельно найти свой индивидуальный стиль деятельности. Задача профессионального обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти наиболее подходящий, наиболее выгодный для него стиль работы, а не стараться сделать всех обучаемых на одно лицо посредством стандартизации приемов и способов работы.

2.3. Психология профессионального
самоопределения

В отечественной психологии в последние годы все большее количество ученых связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Выбирая профессию, человек планирует способ существования, соотнося свой будущий профессиональный статус со смысложизненными ценностями. В русле данного подхода выполнены исследования К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи и др. Наиболее последовательно и разносторонне вопросы профессионального самоопределения субъекта рассматриваются в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова.

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более
широко – в социальное сообщество. В течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, определяется спектр возможных выборов. Результатом смысловых и мотивационных поисков человека выступает выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта.

Важнейшей составляющей самоопределения, согласно Е.А. К

Употребляя слово "субъект", мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношении к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала. Активное построение человеком своей трудовой деятельности - ее целей, систем действий, внешних и внутренних средств, условий, индивидуального стиля - частное выражение общего свойства активности психического отображения реальности. Оно активно и проявляется в том, что человек, характеризуясь некоторыми устойчивыми внутренними условиями деятельности (неповторимой в каждом индивидуальном случае качественной определенностью личных характеристик - индивидуальностью), отнюдь не просто следует за складывающимся стечением обстоятельств. Он преобразует и эти обстоятельства, и самого себя, и свои взаимоотношения с другими людьми, и этих людей, и уклад общественной жизни. Объект - "приемник" воздействий, (а если это социальный объект, человек, то в свою очередь это объект активный), субъект - их инициатор с системе "субъект-объект". Излишне говорить, что активному воздействию на объект предшествует процесс мысленного проектирования хода этого воздействия и его результатов. Надо специально создавать, пусть, казалось бы, "излишние" с чисто технологической, производственной точки зрения, условия для того, чтобы человек-исполнитель имел все же возможность некоторых самостоятельных усилий мысли, поисков и находок. Отношение к человеку как субъекту труда предполагает уважительное отношение, в частности, к его стойким индивидуальным особенностям.

Удовлетворение от труда - чрезвычайно важная характеристика деятельности субъекта. Каждый работает с удовлетворением и хорошо лишь тогда, когда выработал свой "почерк" - индивидуальный стиль в работе и когда этот стиль не мешает ему себя реализовать, "быть самим собой". Прежде чем человек станет субъектом трудовой деятельности, проходит многолетний, многоэтапный процесс его телесного и духовного развития.

Важным условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (важнейшее свойство психики, как известно - отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития, о котором идет речь - приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли "среды" по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации). При этом, как известно, благодаря речи и общению с себе подобными человек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества.

В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от формирования представлений дошкольников о труде взрослых, заканчивая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности как условий высшего профессионального мастерства, профессионализма и, следовательно, высшей ценности данного человека для общества). Это одновременно и разновидность знаний о явлениях общественной жизни, т.е. звено мировоззрения.

Человек - система саморегулирующаяся. Важнейшие психические регуляторы его активности - потребности, интересы, идеалы, - одним словом, направленность личности. Это тоже своеобразное отображение действенности, обеспечивающее не ситуативную, а стратегическую (надситуативную) активность. Отметим еще одно направление развития человека как субъекта труда - формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной. Без формирования направленности личности не создаются внутренние условия для усвоения знаний, умений, навыков (не говоря уже о том, что убеждения, относящиеся к области труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности). (9)

Одно из направлений развития человека как субъекта труда - усвоение и совершенствование (в качестве собственных приобретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства и средства межличностного взаимодействия - вербальные и невербальные).

И ориентировка в среде, и функции направленности личности, и исполнительные операции предполагают развитие некоторых психологических качеств, способностей. В связи со сказанным одно из направлений развития человека как субъекта труда - формирование системы устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности, т.е. способностей.

Важным направлением развития человека как субъекта труда являются совершенствование его знаний о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, неповторимых для каждого условий - формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.

Субъект труда характеризуется наличием определенной структуры.

"Срезовую" характеристику структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с со всеми компонентами личности, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий. Рассмотрим обозначенную структуру подробнее.

Деяние - целостный цикл трудовой деятельности, характеризующийся полной психологической структурой (сознательное предвосхищение социально ценного результата, сознание обязательности достижения социально фиксированной цели, сознательный выбор, применение, совершенствование или осознание межчеловеческих производственных зависимостей, отношений ("живых" и овеществленных), включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние - категория прежде всего субъективная: она определяется иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе сам человек. В состав этого уровня входят следующие основные компоненты: общие способности человека (активность, саморегуляция); общая ориентировка в субъективной картине мира, мировоззрение, жизненные цели, идеалы, ценностные представления, профессиональные личностные планы; характер как система отношений человека к разным сторонам действительности; ориентировка в конкретной жизненной ситуации - ее отображение в виде мысленных образцов каждого уровня; ориентировка в области своей непосредственной деятельности; сознание своего "Я", своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества, способности, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способности, мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности соматического и нервно-психического здоровья.

Действия - совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие - категория субъективная; она определяется динамикой непосредственных целей. Делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество. Основные компоненты рассматриваемого уровня: способность построить адекватное "логике вещей" представление цели; способность произвольной регуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном или сенсорно-перцептивном (чувственном), или интеллектуальном (отвлеченном), или социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их.

Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия ("ускорить темп", "усилить нажим" и т.п.).

Уровень микроэлементов действия - уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей, познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию.

В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий. Но иногда некоторые действия выполняются параллельно, т.е. одновременно. Одно и то же действие человек может выполнить разными способами. Выбор способа зависит от результатов предшествующего действия и конкретных условий деятельности. В процессе деятельности так или иначе проявляются творческие способности человека.

Все это создает трудности для использования методов формального описания деятельности. Все многообразие действий может быть сведено к четырем видам: предметно-практические, предметно-умственные, знаково-практические и знаково-умственные действия.

Как отмечалось в первой лекции, согласно традициям марксистского человекознания, именно труд, его исторически закономерная форма, использование орудий понимались как главные детерминанты развития психики людей. Идеи К. Маркса получили развитие в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, а также еще одного отечественного мыслителя, творчески развивавшего марксистские представления о труде – А.А. Богданова.

Богданов рассмотрел роль трудовой деятельности людей в историческом развитии цивилизации. Его трудовая концепция порождения форм общественного сознания объясняет своеобразие психики человека разумного. Типы мышления и познания в целом детерминированы способом организации и содержанием коллективной трудовой деятельности.

При обсуждении развития человека как субъекта трудовой деятельности нас интересует деятельность как психологическое, а не организационно-техническое понятие.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (по Е.А. Климову) – такая форма активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:

1) имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);

2) процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;

3) процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или) общества .

Таким образом, трудом, трудовой деятельностью мы можем называть формы активности присущие только человеку (не машинам, автоматам, животным и т.п.).

Е.А. Климов выделяет четыре существенных признака труда, отличающих его от других видов деятельности (игры, учения, общения):

1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4) в труде люди вступаю между собой в особые межлюдские производственные отношения.

Аналоги этих признаков есть в других видах деятельности, но именно в труде степень социальной регламентации, нормированности, заданности оказывается самой высоко по всем четырем признакам. Так, в игре , если не касаться профессиональных вариантов игры (например, в спорте), чаще ценен не результат, а процесс, результат может быть неким условным событием. В общении также, если это не профессиональное, а обычное дружеское общение близких людей, соседей, важен не продукт, не достижение заданного результата, а процесс – демонстрация любви, положительных или негативных эмоций и чувств. Правила общения регулируются социальными нормами, но они ситуативны и оставляют широкое поле для творчества, выбора средств общения. Отношения людей в общении далеки от производственных, они – неформальные. Учение как деятельность порождает результат, который лишь потенциально полезен для общества (будет полезен в будущем, когда ученик начнет самостоятельно трудиться). Процесс учения нормирован, но широки допустимые пределы способов и достигнутых результатов. Средства учения могут также выбираться и учителем и учащимися. Отношения учитель – ученик далеки от производственных отношений.


Кроме профессионального труда , с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный труд (общественно-полезный, по самообслуживанию), который, в своих простых формах, доступен и школьнику и пожилым людям. Непрофессиональные виды труда обладают теми же психологическими признаками, что и труд профессиональный.

Употребляя слово «субъект», мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, формирующего цели, планы, подбор средств и условий деятельности. В труде человек не всегда может быть полноценным субъектом, т. к. часто компоненты труда жестко регламентированы и работнику остается быть исполнителем.

Структура субъектных свойств человека включает три составляющие (рис.1).

Рис. 1. Структура основных компонентов человека как субъекта труда

К психическим регуляторам труда относят: опыт, знания, умения, навыки, чувственные представления, ценностные ориентации, интересы, мотивы, склонности, сознание Я, профессиональное самосознание.

Функциональными состояниями в труде являются: работоспособность, трудоспособность, особые психические состояния в труде (стресс, утомление, монотония и пр.).

Индивидуально-личностными свойствами человека как субъекта труда являются: профессионально важные качества, способности, свойства интегральной индивидуальности разных уровней, характер, пол, возрастные особенности и т. п.

Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях:

1. Уровень деяний . Деяние – субъективная категория , которую задает себе сам человек. Она определяется иерархией целей, особенностями мыслительных перспектив.

2. Уровень действий . Действие – совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие – категория субъективная и определяется динамикой непосредственных целей.

3. Уровень операций как способов осуществления действий.

4. Уровень макроэлементов действия – способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность мысленного осознания элементов действий

5. Уровень микроэлементов действия . Микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю. Их особенности могут выявляться психологом по косвенным признакам (микроамплитуды движений, тремор и т. п.)

В общем виде СУБЪЕКТ ТРУДА– системная разноуровневая организация психики, включающая ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой).

Люди не рождаются субъектами труда и автоматически ими не становятся, необходимы усилия со стороны общества в плане трудового, нравственного и гражданского воспитания молодого поколения.

Для того, чтобы сознательно осуществлять определенные воспитательные воздействия и оценить уровень развития человека как субъекта труда, необходимо иметь некий идеал, образец человека труженика, желательный для общества. Если существует такой образец, можно:

ü строить программы воспитания молодежи;

ü оценивать уровень сформированности, развития ожидаемых качеств у конкретных людей.

Чтобы стать полноценным субъектом труда, человек должен адекватно отображать в своем сознании все четыре признака труда. Каждая единица сознания имеет два компонента: познавательный (когнитивный) и аффективный (эмоциональный). Кроме того, важно не только знать средства, орудия труда и понимать принцип их использования, но и владеть ими. Поэтому для третьего признака труда необходимо оценивать также операциональный компонент, отражающий уровень владения субъектом средствами деятельности.

 


Читайте:



Сбербанк премьер что это такое

Сбербанк премьер что это такое

Сбербанк России предлагает своим клиентам такую услугу, как «Сбербанк Премьер». Что это такое? Попробуем разобраться более детально. Услуга...

Личный кабинет Konga – сервис интернет-займов

Личный кабинет Konga – сервис интернет-займов

Иногда для мечты или необходимой покупки не хватает совсем немного денежных средств. В таком случае, чтобы не брать крупные кредиты в банках,...

Банк Русский Стандарт: вход в личный кабинет Вход в личный кабинет русский онлайн

Банк Русский Стандарт: вход в личный кабинет Вход в личный кабинет русский онлайн

Банк Русский Стандарт представляет собой российский коммерческий банк, приоритетными направлениями деятельности которого являются потребительское...

Перечень страховых компаний, которые аккредитованы сбербанком для ипотеки

Перечень страховых компаний, которые аккредитованы сбербанком для ипотеки

Аккредитованные страховые компании «Сбербанка» предлагают автовладельцам застраховать машины по КАСКО. Полный перечень аккредитованных СК размещен...

feed-image RSS